Творчество Александра Дейнеки участвует в повороте к изобразительности, характеризующем все европей ское искусство конца 1920-х - начала 1930-х годов. После двух десятилетий художественных экспериментов, кульминацией которых стал переход к геометрической абстракции в работах Казимира Малевича и Пита Мондриана, многие европейские и русские художники провозгласили "возвращение к порядку" - возрожде ние традиции фигуративной живописи. Центральной темой искусства вновь стало человеческое тело. Его глорификацию мы находим и в картинах Дейнеки. Но в то же время его искусство, рассмотренное в истори ческой перспективе, предстает как уникальное и специ фическое явление. Уникальность его - в своеобразной интерпретации тела. В отличие, скажем, от французских сюрреалистов, человеческое тело в понимании Дейнеки не является телом желания. Это тело десексуализирован-ное, нейтральное - если угодно, абстрактное. Равным образом оно лишено функции носителя социальных ха рактеристик, в отличие от немецкой "новой веществен ности", и не выступает знаком ностальгии по классике, как в итальянском "новеченто"...
Творчество Александра Дейнеки участвует в повороте к изобразительности, характеризующем все европей ское искусство конца 1920-х - начала 1930-х годов. После двух десятилетий художественных экспериментов, кульминацией которых стал переход к геометрической абстракции в работах Казимира Малевича и Пита Мондриана, многие европейские и русские художники провозгласили "возвращение к порядку" - возрожде ние традиции фигуративной живописи. Центральной темой искусства вновь стало человеческое тело. Его глорификацию мы находим и в картинах Дейнеки. Но в то же время его искусство, рассмотренное в истори ческой перспективе, предстает как уникальное и специ фическое явление. Уникальность его - в своеобразной интерпретации тела. В отличие, скажем, от французских сюрреалистов, человеческое тело в понимании Дейнеки не является телом желания. Это тело десексуализирован-ное, нейтральное - если угодно, абстрактное. Равным образом оно лишено функции носителя социальных ха рактеристик, в отличие от немецкой "новой веществен ности", и не выступает знаком ностальгии по классике, как в итальянском "новеченто"...
Творчество Александра Дейнеки участвует в повороте к изобразительности, характеризующем все европей ское искусство конца 1920-х - начала 1930-х годов. После двух десятилетий художественных экспериментов, кульминацией которых стал переход к геометрической абстракции в работах Казимира Малевича и Пита Мондриана, многие европейские и русские художники провозгласили "возвращение к порядку" - возрожде ние традиции фигуративной живописи. Центральной темой искусства вновь стало человеческое тело. Его глорификацию мы находим и в картинах Дейнеки. Но в то же время его искусство, рассмотренное в истори ческой перспективе, предстает как уникальное и специ фическое явление. Уникальность его - в своеобразной интерпретации тела. В отличие, скажем, от французских сюрреалистов, человеческое тело в понимании Дейнеки не является телом желания. Это тело десексуализирован-ное, нейтральное - если угодно, абстрактное. Равным образом оно лишено функции носителя социальных ха рактеристик, в отличие от немецкой "новой веществен ности", и не выступает знаком ностальгии по классике, как в итальянском "новеченто"...